Что такое Пасха?
Светлое Христово Воскресение — это древнейший и самый главный христианский праздник.
Этот день не просто напоминает людям о победе о Иисуса Христа над смертью. Пасхальные события раскрывают само учение Спасителя, в центре которого — жертвенная любовь Спасителя к людям. В Пасху Иисус Христос открывает каждому из нас путь к избавлению от грехов и вечной жизни. Потому этот праздник — время особой радости: люди могут обрести вечную жизнь в Царствии Небесном.
«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:13–14).
В чем отличие между ветхозаветной и новозаветной Пасхой?
«Пасха» — это искажённое древнееврейское «Пейсах» («миновать»). Так изначально назывался ветхозаветный праздник в память об исходе иудеев из египетского рабства.
Новозаветная Пасха Христова словно воспроизводит собой ветхозаветное торжество на более высоком уровне. Спасён не один народ, но — всё человечество. Люди избавлены не ото внешней угрозы, но — от тяжести собственного первородного греха. Залогом тому стала не кровь жертвенного агнца, но — муки и страдания самого Сына Божиего.
За что люди распяли Христа?
Главными инициаторами казни Спасителя, как мы знаем из Священного Писания, стали иудейские первосвященники.
Они завидовали Иисусу Христу, тому, как Его любили простые люди и шли за ним. Недруги видели в проповеди Спасителя подрыв своего авторитета, не понимая, что это — Сын Божий. Его чудеса первосвященники считали опасным и пагубным наваждением — даже воскресение Господом усопшего Лазаря за неделю до Страстной субботы. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин.12:10–11).
Поэтому иудейские духовные авторитеты и оклеветали Христа как бунтаря перед римскими властями. Их пособником в этом стал один из учеников Господа — Иуда Искариот.
Но при этом пришествие в мир и распятие Сына Божиего было предсказано ещё за многие столетия до этого древними пророками, и об этом знал сам Иисус Христос. Но выпавшие Ему муки и страдания Спаситель принял не слепо, а добровольно — ради искупления человеческих грехов.
Почему Пасха каждый год празднуется в разный день?
Для православной традиции принципиально важно, чтобы праздник неизменно приходился на воскресный день и шёл после весеннего равноденствия по юлианскому календарю, следующего полнолуния и определяемой по лунному календарю иудейской Пасхи (во дни которой и понёс крестные муки Спаситель).
Эти правила расчёта даты празднования Пасхи («Александрийскую пасхалию») зафиксировал ещё I Вселенский собор в 325 году. Русская Православная Церковь следует им и поныне. Верность Александрийской пасхалии неоднократно оспаривалась критиками разного толка, но подтверждением правоты именно Александрийской пасхалии служат многие чудесные знамения в праздничный день — в первую очередь, схождение Благодатного огня в иерусалимском Храме Гроба Господня.
Почему главный цвет Пасхи — красный?
Потому что именно он символически говорит нам о муках Христа и указывает на Его особое достоинство: оттенки алого в древности почитались как атрибут царской власти.
В старину не только духовенство надевало ярко-багряное облачение — и среди верующих было принято приходить в храм именно в алых одеждах.
Что такое Светлая седмица?
Так называют семь дней, следующие за Воскресением Христовым. Эта неделя является сосредоточением самых светлых, тёплых и радостных чувств верующих: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
В Церкви вокруг этого календарного отрезка сложился целый ряд традиций, подчёркивающих особую роль Светлой седмицы: ежедневных торжественных крестных ходов, особого колокольного звона, отсутствия любых ограничений в пище.
Что из пищи — главное на Пасху?
Величайшим пасхальным яством является артос (с греческого — «квасной хлеб») — особая большая просфора с оттиском иконы Воскресения Христова на вершине.
На протяжении всей Светлой седмицы артос занимает самое видное место в православных храмах и соборах. В канун Антипасхи священники с благоговением дробят его на частицы и раздают верующим.
Почему кулич — это не паска?
С сугубо кулинарной точки зрения это два совершенно разных блюда. Кулич — это украшенный сдобный хлеб с изюмом, служивший своего рода «домашним» артосом для простых верующих.
Паска же — это творожное кушанье в форме усечённой пирамиды. Традиционно её украшали буквами «ХВ» («Христос воскресе!») и символами страданий и Воскресения Иисуса Христа: крестом, копьём, тростью, проросшими зёрнами, ростками или цветами.
Почему следующее за Пасхой воскресеньем называется Антипасхой?
В этом странном на первый взгляд названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой Неделя, по Уставу она ещё именуется Новой Неделей.
Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой Недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.
В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворёнными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление Пасхальной радости, новая радость. Оттого и Неделя называлась Новой.
«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.
Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нём содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание — это последний день воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И, как писал о неофитах блаженный Августин, так и обо всех христианах в эти дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остаётся в сердце».
Почему день Радоницы так называется?
Девятый день после Пасхи в обиходе также часто называют «родительским»; это — время для посещения кладбищ, поминовения усопших (что Церковь не благословляет делать в собственно Пасхальное воскресенье; соответствующая традиция вынужденно возникла в атеистические советские времена).
Может показаться, что «Радоница» — не самое подходящее для такой даты название. Чему можно радоваться, вспоминая ушедших близких? Но важно помнить, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).
Усопшие — это те, кого Господь уже призвал к себе, и наш долг — порадоваться за то, что они сейчас рядом с Создателем. Причём порадоваться тихо, молитвой — без распития спиртного и других суеверий, которые Церковь решительно осуждает. Ведь не для кого не секрет, что и похороны, и почитание памяти об усопших в народном сознании связаны со множеством ложных, псевдохристианских традиций. Тут и «сакральное» распитие водки над могилой, и разрезание верёвок и многое другое.
Оргкомитет Пасхального фестиваля